Я пришел, чтобы возвеличить Казахстан бескрайний мой.
Обширные степи, горы и пустыни, в недрах которых ждали своего часа несметные сокровища. Казахстан имеет песенную душу, хранившую в памяти тысячестрочные эпические поэмы и сказания. И жили в народе неистребимая мечта о счастье, стремление приобщиться к большой жизни мира. Приведу слова Абая Кунанбаева, написавшего в своих знаменитых назиданиях:-"Неужели мы обречены на вечные страдания и отсталость? Придут ли, наконец, для казахского народа чудесные дни, озаренные наукой, образованием?" Идалее он предвосхищал единственно возможный путь к новой жизни:-"Русские видят мир. Если ты будешь знать их язык, то на мир откроются и твои глаза..." Народ, который еще в начале жизнинынешнего поколения людей кочевал из края в край, освоил все достижения русского народа, вместе с ним, засучив рукава, принялся строить новую жизнь. "Вершина искусства- красноречие,"- так говорит казахский народ, который высоко ценит меткое слово, умное стихотворение и красивую песню. Все русские и зарубежные путешественники, побывавшие до революции в Казахских степях, отмечали интересную особенность народа. Это трепетное отношение к поэзии, чувство уважения к ее создателям. Об этом писал немецкий ученый А.Брен:"Казах отлично умеет владеть своим языком..." В казахской степи всегда любили петь, устраивать песенные состязания и доказательно защищать песенные состязания. Поэзия сопровождала человека всю жизнь. В старину песни, жыры, легенды создавались народом, а исполнялись народными сказателями- жырши, оленши. Они были хранителями древней музыки, исторических событий, обычаев народа. Позже поэзией стали заниматься признанные мастера слова- жырау и акыны. В народе глубоко почитали Шалкииз-жырау, Казгучан-батыра, Бухар-жырау, акына Махамбета Утемисова. Творчество акынов и жырау связано друг с другом. Последующие поколения поэтов развивали их искусство, совершенствуя лучшие стороны произведений, поднимая казахскую поэзию на более высокую ступень развития. В древности на территории Казахстана жили многочисленные тюрские племена, у которых была своя самобытная культура, письменность и литература. В XV веке, после распада Золотой Орды, возникло Казахское ханство и начинает складываться собственно казахская литература. Первыми ее создателями были жырау. Само слово "жырау" происходит от слова "жыр"- стихотворение, песнь. Поэтому жырау- творец стихов и песен. Во время воин жырау участвовали в походах. Силой своих поэтических произведений они поднимали народ на борьбу против врага, вселяли веру в победу. Многие жырау давали мудрые советы правителям, предсказывали предстоящие дела, толковали сны, разъясняли приметы. Любимый жанр жырау- толгау, то есть стихотворение- размышление. В нем автор рассказывает об исторических событиях, о народных героях, а также делится мыслями и переживаниями, жизненным опытом. Духовная жизнь казахов XV-XVII веков- возникновение и развитие импровизаторской поэзии, появление целой галереи певцов-жырау, акынов, создание излюбленного ими жанра толгау- стихотворение размышления. В стихотворениях-размышлениях представители индивидуальной поэзии XVIII века дают образы конкретных людей, казахских богатырей, а также отрицательных героев. Это можно видеть на примере произведений Бухара-жырау, Калкаманова, Татинара и Умбетея. Большинство персонажей их произведений конкретные исторические личности. Творчество казахских просветителей XIX века (Абай Кунанбаев, Ибрай Алтынсарин, Чокан Валиханов) определяло пути дальнейшего роста и развития всей духовной культуры казахского народа. На поэзию казахских поэтов повлияли произведения русских поэтов XIX века, в частности произведения А.С.Пушкина. Литература во все времена отражала нравственно-духовное и социальное состояние человеческого гения. Она причастна ко всему, что происходит на Земле. Сущность художественной литературы заключается в особом образном видении мира, соответственно она воссоздает окружающую действительность только ей присущими средствами. Из сочинения Кати Никитиной.