В 2008 году совместно с Сергеем Бодровым и Гульшад Омаровой наш земляк Ермек Турсунов снял фильм «Баксы». Годом позже на экраны вышла его нашумевшая картина «Келин». В 2012-м режиссер выпустил ленту «Шал», а в этом году в прокате появилась его работа «Кемпiр». Сейчас Турсунов работает над картиной «Кенже».
Он также широко известен и как общественный деятель. В начале 90-х годов был одним из основоположников независимой прессы Казахстана, активистом антиядерного движения «Невада-Семипалатинск».
В сложные времена Турсунов перебрался в Москву, а оттуда в США. Там Ермек снимал социальные ролики и документальные фильмы, в том числе для мормонской церкви в Солт-Лейк-Сити. По словам режиссера, тамошние проповедники даже предлагали ему принять их веру, но казахстанец вежливо отказался.
В общем, Ермек Турсунов — человек весьма многогранный, интересный и общительный. В этом смогли убедиться участники фестиваля непрофессионального кино «ТерриКоН», который уже несколько лет подряд проходит в шахтерской столице. В субботу в стенах Дворца культуры горняков режиссер провел мастер-класс для карагандинцев, которые пробуют себя на этом поприще. Турсунов не только давал советы, но и высказал свое мнение, к примеру, о компьютерных технологиях, которые активно используются в современном кинематографе.
— Главный спецэффект в кино — человеческое лицо, — сказал гость фестиваля. — Когда мы встречаемся с моим хорошим приятелем Тимуром Бекмамбетовым, с которым когда-то работали вместе, шутим с ним по поводу того, что когда-то он снимал полутораминутные ролики, а сейчас — полуторачасовые фильмы с кучей спецэффектов. Пролетела пуля, разбила стекло, и так на протяжении нескольких минут. Я ничего не имею против, но это не мой киноязык, даже не хочется тратить на такие вещи время.
Да, действительно, современная киноиндустрия не обходится без специалистов, которые могут сотворить с помощью нанотехнологий все, что угодно. Но, как говорит Турсунов, обработанная компьютером картина — не твое, а их кино. Хотя без инноваций сегодня не обойтись.
— Взять, к примеру, фильм «Келин», где речь идет о дотюркской эпохе, тенгрианстве. Во время съемок все шло замечательно. И только на монтаже я увидел, что в одном из кадров позади людей в древних одеждах проехал джип, заметил следы современной обуви. Вот в таких случаях я обращаюсь к компьютерщикам, которые могут исправить ошибки, — отметил Турсунов.
Режиссер рассказал и о проблемах, возникших во время съемок картины «Шал». В ней должны были «сыграть»… волки. Но тут возникли сложности — в Казахстане отыскать достойных хищников оказалось невозможно. Нашли зверей, которые были закреплены за силовыми структурами РФ. Переговоры велись с министерствами обороны и внутренних дел соседнего государства. Но режиссер получил отказ с мотивировкой, что волки могут сниматься только в России. А вести туда съемочную группу было нецелесообразно.
— Однако в Брянске нашлась группа кинологов, занимающаяся волками. Мы обо всем договорились, но перевозить хищников в самолете не разрешили. Пришлось покупать билеты на поезд, но в итоге их и оттуда высадили. Тогда в срочном порядке за специалистами и их подопечными отправили микроавтобус, — рассказал режиссер.
Трое суток машина добиралась до Кордая, где проходили съемки. Когда волков выпустили на волю, они тут же разбежались по степи. Кинологи объяснили, что животные должны пометить территорию. Съемочная группа забеспокоилась: сколько времени понадобится хищникам для удовлетворения инстинктов?
— Режиссеры стараются не связываться с животными и детьми, а у меня они есть в каждой картине. Особенно волки, которые, как известно, не поддаются дрессировке. Их нужно обманывать, — поделился опытом Ермек Турсунов. Например, по сценарию, животные должны были выскакивать из клубов дыма. Но волки наотрез отказывались следовать замыслу режиссера. Ну, не любят они запаха гари.
— Что делать? Я намазал носы хищников сгущенкой, чтобы обмануть их обоняние. Хватало на два дубля. А потом они слизывали лакомство, и приходилось все повторять заново, — поведал Турсунов.
— Почему вы снимаете фильмы только по своим сценариям? — поинтересовались мы у режиссера.
— Сценарист, когда пишет, представляет, создает свое кино. Режиссер воспринимает его творение по-другому. И в итоге, когда выходит картина, у автора сценария возникает много вопросов и претензий. Режиссер снял не ту панораму, актеры не так сыграли. Поэтому я решил, что буду сам писать сценарии и снимать по ним фильмы, и если что-то напортачу, то это только моя вина.
Ермек Турсунов признался, что не любит импровизировать на съемочной площадке. Он выработал свой метод, в соответствии с которым пытается свести на нет любые неожиданности. «Я боюсь импровизаций, — признался режиссер, — потому что из-за них отходишь от заранее намеченного плана».
— Расскажите о картине «Кенже», которую вы сейчас снимаете?
— Так и быть, «продам» сюжет фильма. Братья стали сиротами. Чтобы не попасть в детдом, младший из них — кенже — становится киллером, старший — собирает заказы на убийства. В какой-то момент кенже допускает ошибку. Фильм заканчивается тем, что младший брат метится в старшего…
Картина «Кенже» на суд казахстанских зрителей будет представлена осенью этого года.
Асель ЖЕТПИСБАЕВА Фото автора "Наша Ярмарка", 2014
|