Монологом о несыгранных ролях хотел бы начать вечер, посвященный своему 70-летию, заслуженный деятель РК, актер, драматург Кенес Жумабеков. Между тем на счету Кенеса Нарымбаевича около сотни воплощенных образов за 50 лет творческой деятельности в Карагандинском областном драматическом театре имени С. Сейфуллина.
Мысли о творческой профессии появились еще во время учебы в школе в маленьком рыболовецком совхозе Уральской области. Однообразный быт сельских ребятишек тогда разбавила приезжая учительница русского языка. Она организовала драмкружок для школьников. И там юный Кенес стал звездой, ему доверили главную роль в маленькой пьесе, постоянно поручали читать стихи на праздничных мероприятиях.
Окончив семилетку, Кенес Жумабеков продолжил учебу в единственном казахском интернате в Уральске, открытом в 1923 году самим Сакеном Сейфуллиным. Сам актер считает, что это имя стало знаковым в его судьбе. Окончив учебное заведение имени Сакена Сейфуллина, он получит путевку в театр, который впоследствии будет назван в честь этого же великого писателя. Воспоминания об учебе у Кенеса Нарымбаевича самые лучшие.
- В интернате активно была развита самодеятельность: великолепный четырехголосный хор, большой танцевальный коллектив, - вспоминает актер. - Я тогда много танцевал, солировал: молдавский жок, украинский гопак, мексиканский танец, казачок. А уж лезгинка и «Яблочко» были моими козырями. У меня до сих пор хранится отрывок газеты, где рассказывается, как я танцевал партию из балета «Лебединое озеро».
Но судьбоносной, по словам Кенеса Жумабекова, стала для него встреча с известным режиссером и художником Сакеном Гумаровым, выпускником Ленинградского института театра, музыки и кинематографии и ГИТИСа.
Это случилось в 60-х годах прошлого века, когда по всему Казахстану активно организовывались студии телевидения. Сакен Гумаров начал ставить спектакли в прямом эфире на телевидении Уральска. И талантливый старшеклассник по имени Кенес Жумабеков сыграл в них не одну роль, что позволило ему после окончания школы поступить в театральную студию при театре имени М. Ауэзова в Алма-Ате. Оттуда его направили в Караганду, где актер работает по сей день.
Яркие роли в его исполнении хорошо знакомы карагандинскому зрителю. В числе любимых и наиболее удачных, по мнению юбиляра, ролей - Жантык («Козы Корпеш - Баян сулу»), Жапал, («Енлик-Кебек» Мухтара Ауэзова), Ак-жигит («В ночь лунного затмения» М. Карима), Борис Григорьевич («Гроза» А.Н. Островского), Мальколм («Макбет» Уильяма Шекспира), главная роль в спектакле «Король Лир» и, конечно же, роль вождя пролетариата Владимира Ленина, за которую Жумабеков, единственный в своем театре, был удостоен Государственной премии КазССР.
- Я два раза стажировался в Москве, и там судьба свела меня с артистом Юрием Каюровым, который неоднократно исполнял роль Ленина, - вспоминает актер. - Он тогда понаблюдал за мной и сказал, что мне, собственно, не нужно ничего изображать, сильно жестикулировать, что я и так похож. Манеры, походка, типаж - все удачно подходит для этой роли.
Эта роль любима выдающимся актером, несмотря на времена и нравы. Но если бы предложили, он бы не смог ее снова сыграть: не потому, что не хочет, а просто силы уже не те, нет столько энергии, чтобы вложиться в этот образ.
Если бы он не стал в свое время на сцене Лениным, то эта роль осталась бы несыгранной, что всегда является большой раной для актера.
- Обидно сейчас, например, что не смог сыграть Хлестакова в «Ревизоре», - говорит Кенес Нарымбаевич. - Сейчас уже поздно. В мои годы уже Ляпкина-Тяпкина надо играть. Обидно, что не сыграл ни одной роли в спектаклях по произведениям Антона Павловича Чехова. Это же особый мир светского общества, там даже кричать на сцене невозможно. Я бы сейчас с удовольствием сыграл дядю Ваню.
Не жалеет Кенес Жумабеков только о том, что, несмотря на выгодные предложения, не ушел из театра, не оставил его в трудные времена, когда в труппе оставалось всего 9 актеров. Тогда сейфуллинский коллектив мог бы остаться без звания «театр» и стать казахской труппой при театре имени К. Станиславского.
- Остановили меня тогда Рымбала Кенжебалиевна Омарбекова и наши старики, - говорит актер, - которые сказали, что наш театр - это «аманат», наш долг перед его основоположниками.
Актеры старшего поколения, по словам аксакала сцены, были носителями обычаев и традиций казахского народа. Они передавали молодым актерам и особенные манеры казахов, и певучий и красивый степной язык, который во многом отличается от современного.
Разнятся с традиционными и понятия о религии, поэтому и обратились карагандинские власти к другому таланту Кенеса Жумабекова. Как драматург он выступил во многих пьесах театра имени Сакена Сейфуллина. Среди них «Замана неткен тар едің» (специальный приз на республиканском смотре, посвященном 150-летию Абая, 1995 г.), «Қаз дауысты Қазыбек би» и «Комекей аулие», посвященные 350-летию великих мыслителей казахского народа. И, несомненно, одной из самых его любимых работ является спектакль «Адаскандар» о людях, запутавшихся в паутине ложных вероучений. Этот спектакль был показан во многих городах Казахстана. Именно с этой работы, можно сказать, началась волна постановок об экстремизме на казахстанских сценах.
- Конечно, сценарий подвергался цензуре, - говорит Кенес Жумабеков. - Я хотел бы, что бы текст был резче. Сам лично встречался с женщиной, которая бежала с тремя детьми из Сирии, после того как ее муж погиб на этой бессмысленной войне. Эта трагедия не одной семьи, это трагедия целого поколения. Ведь самое страшное - это потерять родину.
Линии темы патриотизма Кенес Жумабеков старается вплетать в каждую свою пьесу. В будущем году он собирается начать работу над постановкой под рабочим названием «Лебеди, не вернувшиеся из песков» о казахстанцах, принявших зарубежное гражданство и покинувших родину.
Нина КРАМЕР, "Индустриальная Караганда", 2018
|