Та, что вдохновила Касыма на пронзительные строки, осталась для его читателей инкогнито. Установить имя музы поэта невозможно, так как начало стихотворения утеряно. Не все страницы биографии поэта нам известны, однако его стихи предстают перед нами его посланниками и ведут беседу о нём. Впервые с творчеством поэта я соприкоснулся в 1971 году. Общественность Каркаралинска тогда чествовала 60-летний юбилей Касыма Аманжолова. Ждали приезда гостей из Алма-Аты в нашу казахскую школу №1. Тогда мне исполнилось 16 лет, и я получил задание прочесть со сцены стихи Касыма. Среди почётных гостей был поэт Сырбай Мауленов, друг Аманжолова, которому поэт посвятил два стихотворения. Было решено прочесть одно из них. Перед нами стоял не простой выбор. Второе посвящение Сырбаю начиналось со строк: "Я твой брат Касым, с сердцем огненным". Далее автор описал себя и выдвигал требование войти в его огненный дух, увидеть пламя, бушующее в сердце поэта. Только так можно было понять его другу. Без этого душа бродит бесцельно в потёмках. Касым в этом своеобразном автопортрете предстаёт как Прометей с огнём, требующий пройти обряд очищения сквозь стихию поэзии. И вот день встречи настал. Я прочёл стихи в присутствии гостей, и когда закончил, из президиума поднялся Сырбай Мауленов. Махнув рукой, он подозвал меня к себе, и сам двинулся навстречу, Сырбай-ага показался не просто высоким, а огромным и грозным. Он заключил меня в объятия и тихо прошептал на ухо: "Рахмет". Сырбай Мауленович не мог говорить, его душили слёзы. Друг Касыма долго не отпускал меня, стараясь взять себя в руки. Наверное, не хотел, чтобы другие видели слёзы ожившей памяти... Второй раз я обратился к творчеству К.Аманжолова в 2005 году, когда занялся исследованием творчества поэта Ж.С.Нажимеденова, автора Государственного гимна. В стихах, посвящённых Касыму, Нажимеденов, описывая поэтические достоинства стихосложения К.Аманжолова, назвал его "поэтом космоса". Это определение подтолкнуло меня к переводу стихов Касыма. Перевод даёт возможность проникнуть в тайну сущности поэзии того или инога поэта, прожить новые, неизведанные ранее чувства. Ж.Нажимеденов и М.Макатаев боготворили Касыма. Их притягивали гражданственность, человечность, масштаб личности поэта, сумевшего встать над толпой временщиков. Поэт всегда нравственен и социален, он является воплощением свободной личности, умеющей отстоять свою творческую независимость. Он предстаёт защитником социально обиженных, оскорблённых. В истории поэзии, остаются единицы- настоящие творцы, пророки чувств. И в этом юбилейном году, вновь обращаясь к строкам поэта в нынешнем своём возрасте, конечно, я вижу то, чего не замечал ранее. Опыт и знания дают возможность полнее понять настроение автора, разделить его невзгоды и порадоваться его удачам. Касым называл себя "дитя природы". Он постоянно признавался ей в любви, определяя первичность законов природы над человеком. Бесспорно, Касым при этом опирается на наследие Абая, тем самым сохраняя преемственность, присущую традиционной поэтической школе. Быть может, поэтому в своё время так невзлюбили Касыма. За принадлежность к школе Абая чиновники от литературы спрашивали строго! Поэтический дар творца сочетался с природной музыкальностью: он пел и играл, сочинял музыку к своим стихам. Боевой офицер, прошедший войну, не тыловик, он не привык поддакивать и скрывать свои истинные чувства. Видевший смерть, он поднимался в атаку и в поэзии. Признания при жизни Касыму не простили недруги. Он был опасен тем, кто пользовался благами, имел доступ к ресурсам власти. На фоне яркой личности поэта резко бросалась в глаза их серость, посредственность. Они понимали это и поэтому не щадили его. В стихах Касыма слышно отчаяние человека, объявленного одиноким отшельником, отступником, без вины виноватым. Но он если и был виновен, то только лишь в своей любви к высокому слову, к божественному глаголу. Он был влюблён в поэзию безраздельно. Касым был человеком своего времени, своей эпохи. Его единственным оружием было его искусство, и он боролся отважно. Он верил в своё слово, в свой народ, он считал, что и стар и млад поймут его. Касым восхищался счастливым, прекрасным будущим нового поколения и предсказал его в своих творениях. Свершилось предсказание- вот уже двадцать лет растёт новое племя граждан независимого Казахстана. Абай, Магжан, Касым верили в будущее своего народа и вселяли веру в других. Этим и сильна настоящая поэзия. Марат Азбанбаев, судья Карагандинского областного суда, "Индустриальная Караганда", 2013. Атамекен Сүйем сені туған ел - атамекен, Абзал анам сенсің ғой құшағың кең. Жер мен көктің жаннаты бір өзіңсің, Сенен артық не табам, қайда кетем. Іздеймін деп «Жерұйық», желдей желген Асанқайғы емеспін, Қасыммын мен. Қорқыт та емен елсізде, көр басында Қобызымен сырласып күңіренген. Ерке жанмын, өмірде өстім еркін, «Еркелеме, ей, жігіт, еспе» дер кім?! Өз елімде өзендей гүрілдеймін, Тасып, шалқып өтемін - осы сертім. 1940 Аспанымды бұлт торлап Аспанымды бұлт торлап, Құрыстырды денемді. Көзімнен жас домалап, Төктім сонда өлеңді. Жырымды да жасымды Бір сығып мен тастадым. Жайнап қайта ашылды Ойым менің - аспаным. 1944 Көктем Сансыз көкек сұңқылдап, Көктем келді ертелеп, Нәзік үнмен сыңқылдап, Бұйра бұлақ еркелеп. Асау өзен арқырап, Асқар таудан дүркіреп, Айдын жатыр жарқырап, Алды дала бір түлеп. Көкте бұлттар күркіреп, Жерге төкті өрмегін. Жауды жаңбыр сіркіреп, Мейірленіп жерге күн. Естіп аспан дауысын, Асыққандай гүл шығып, Андып бұлттар аңысын, Колхозды ауыл құлшынып. Алақанын тұр жайып Жас ағашта жапырақ, Балғын өмір ғажайып Жас дауыспен жамырап. Еңбек ата жүр елде Егінжайда ту ұстап, Қара бұйра кілемге Алтын шашып уыстап. Темір тепшіп ер терлеп, Трактор сүйреп даланы, Бүгінгіден ертеңге Алып кетіп барады... Көктем күйін бастады Өз өнерін асыра. Қысты қуып тастады Асқар таудың басына. 1948 Docfish