Для того, чтобы вам действительно произвели выплату в установленные сроки, важно соблюдать следующие правила; 1. Все взаимоотношения со страховой компанией необходимо оформлять "через бумагу". Это означает, что все документы, которые вы сдаете, все заявления, которые вы пишете, необходимо сдавать под роспись, регистрировать и оставлять у себя копии документов с отметкой о дате их принятия. Если в последствии у вас возникнут проблемы с получением выплаты, то вам будет сложно доказать свою правоту. Ваши устные заявления о том, что вы сделали все вовремя и как надо, не будут считаться весомым аргументом. Если страховая компания не выдает вам справку о приеме документов, как обязывает закон, это первый признак того, что вас могут ожидать трудности при получении денег. 2. Потерпевшему необходимо написать заявление о ДТП. Даже если виновник аварии уже написал заявление о том, что авария была, вам желательно продублировать заявление. 3.Важно получить в страховой компании справку с указанием перечня документов, которые вы сдали. Образец такой справки вы можете получить у юриста-консультанта. Часто в страховой компании говорят: все необходимые документы вы принесли, а полис сдадите при выплате. На юридическом языке это означает: формально нет полного перечня документов (не хватает полиса), поэтому отсчёт семидневного срока на выплату ещё не начинался, а значит, потерпевший не сможет доказать, что страховая компания затянула сроки выплаты. Другая ситуация. Страховая компании не отказывается производить выплату, но предлагает немною подождать, потому что аварий очень много. Хорошо, если у потерпевшего есть возможность oтложить ремонт автомобиля на 2 - 3 недели или месяц, а что делать, если автомобиль очень нужен? Если у вас на руках есть справка с указанием полного перечня предоставленных документов и даты их принятия, то выплата должна пройти в установленные сроки. Большая аварийность или нехватка сотрудников не является оправдательным аргументом для страховой компании. 4. Страховая компания не принимает заявление о наступлении страхового случая, говорит, что его должен написать виновник, не выдает справку о приеме документов. Что делать? В соответствии с законом заявление может сдать как виновник, так и потерпевший. Если страховая компания нарушает закон и отказывается принимать заявление, не выдает справку о приеме документов, то вы можете сделать следующее: а) попросить у юриста-консультанта компании "АВТОЮрист" выдержки из закона "Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств", показать этот документ в страховой компании и попросить страховую компанию объяснить, почему она нарушает ваши права; б) отправить заявление о наступлении страхового случая заказным письмом с уведомлением (или отправить телеграмму с уведомлением); в) сдать заявление офис-менеджеру, а не сотруднику отдела выплат. Офис-менеджер обязан регистрировать всю входящую корреспонденцию, поэтому на вашем экземпляре заявления он поставит входящий номер и штамп страховой компании; г) отправить все документы по почте, через главпочтамт заказным письмом с уведомлением с детальной описью прилагаемых документов. На доставку документов по почте уйдет некоторое время, но это позволит вам в дальнейшем документально доказать, что вы выполнили все, что от вас требовалось, и у страховой компании не останется путей для отступления. 5. Что делать, если виновник не сдаёт страховой полис? Страховой полис входит в перечень обязательных документов, которые необходимы для осуществления страховой выплаты. Если виновник не предоставит страховой полис, то выплата производиться не будет. Если виновник добровольно не соглашается восстанавливать ваш автомобиль и не хочет отдавать страховой полис, дело, скорее всего, будет решаться в судебном порядке. Прежде чем передавать документы в суд, необходимо убедиться в платежеспособности виновника. 6. Почему я должен все сам делать за виновника? В соответствии с законом у потерпевшего нет никаких обязанностей, у него есть только права. Однако в этих правах указано, что потерпевший имеет право вместо виновника произвести сбор документов, написать заявления и т. п. Поэтому права потерпевшего на практике зачастую оборачиваются обязанностями. "Криминальная Караганда", май 2010 г.