В казахстанском обществе идёт осмысление вступившего в силу Закона РК "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам дальнейшей гуманизации уголовного законодательства и усилении гарантий законности в уголовном процессе". Как претворяются основные идеи гуманизации в практике работы уголовно~исполнительной системы рассказывает начальник департамента комитета уголовно-исполнительной системы по Карагандинской о6ласти полковник юстиции Марат Хасенович Дюсен6еков.
— В связи с изменением санкций в уголовном законе по ряду статей вы наверняка уже просчитали, какое количество осуждённых подлежит освобождению из мест лишения свободы.
—В уголовно-исполнительной системе страны, в том числе и в нашей области, происходят серьёзные" изменения, которые в большей степени направлены на гуманизацию исполнения наказаний. Немалое число осуждённых будет освобождаться из колоний, а также из-под контроля уголовно-исполнительных инспекций.
Просчитаны и готовятся материалы к предстоящему освобождению около двухсот человек из колоний. Предполагается снятие с учёта в территориальных уголовно-исполнительных инспекций области более 650 человек. Но это будет делаться не автоматически, а лишь по постановлениям судов, куда будут представлены необходимые материалы. Механизм известен: подготовленные материалы передаются для проверки прокурору, а оттуда — в суд.
Немалое число осуждённых будет представлено к изменению вида наказания, с приоритетам без изоляции от общества.
— Увеличивается объём работы у службы исполнения наказания, не связанного с лишением свободы. Насколько прогнозируется увеличение численности осуждённых, состоящих под её контролем?
— Трудно сегодня назвать конкретные цифры. Судами всё больше применяются наказания, не связанные с лишением свободы преступившему закон, ему дается шанс исправиться без изоляции от общества. А главная задача исполнения такого наказания — дать человеку возможность осознать степень причинённого им вреда обществу в целом и конкретным людям, и это уже большое дело. Важно, чтобы все усилия были направлены к недопущению повторного преступления. Это достигается в комплексе воспитательно-профилактических бесед и своевременных мер воздействия в случае нарушения осуждённым условий отбывания наказания.
Всё-таки практика показала положительную действенность на основную массу подучётного контингента осуждённых без изоляции от общества. Помимо осуждённых к ограничению свободы увеличивается количество подконтрольных уголовно-исполнительным инспекциям из числа тех, кому не отбытая часть лишения свободы заменена судами наказанием в виде ограничения свободы.
Новым законом в постатейной структуре Уголовного кодекса проведена замена меры уголовного наказания с ареста до шести месяцев ограничением свободы сроком от года и выше. Отсутствие условий для образования арестных домов сделали эту меру наказания недействующей, а замена ареста ограничением свободы позволит судам эффективнее использовать его там, где не возникает особой необходимости лишать свободы человека, который может правильно воспринимать гуманность судебного приговора. Судебная и исполнительная практика покажет дальнейшую перспективу такого гуманного вида уголовной репрессии.
-Как изменится структура и штатная численность этой службы?
-Сегодня перед нами стоит остро вопрос создания полноценной соответствующей службы, которая бы занималась не только исполнением альтернативных лишению свободы мер наказания, а охватывала бы оказание социально-правовой помощи и систему реабилитации осуждённых. Уже с середины прошлого года штатная численность уголовно-исполнительных инспекций области значительно увеличилась. Да и в связи с введением в силу нового закона планируется дополнительное увеличение штатов инспекций.
Мы полагаем, что возникла настоятельная потребность во введении дополнительных штатов и специалистов-психологов. Насколько увеличится численность сотрудников этой службы, будет ясно несколько позднее: в Министерстве юстиции идёт активная проработка этих проблем, В прошлом году управления по областям преобразованы в департаменты, что значительно повысило статус нашей службы ожидается внутри департамента оргштатная реорганизация, а отсюда и внутри структурные изменения. Но всё это произойдет не ранее марта этого года, когда окончательно будет упорядочена структура самого комитета уголовно-исполнительной Министерства юстиции. Сверху донизу пройдет реорганизация системы.
— Расширяется круг осуждённых к ограничению свободы.. По сути, сходно с ранее существовавшим условным осуждением или условным освобождением с обязательным привлечением к труду. Разница в лишь том, что содержание спецкомендатур финансировалось из средств предприятий, где использовался их труд. Ныне нет комендатур, осуждённые не будут проживать в общежитиях предприятий. Насколько сложнее надзор за этой категорией осуждённых?
—Ограничение свободы состоит в том, что суды, назначая этот вид наказания по приговору, возлагают на осуждённого определённые обязанности, ограничивающие его свободу. Он отбывает наказание под надзором специализированного органа — уголовно-исполнительной инспекции без изоляции от общества сроком от года до пяти лет, а по новому закону — до семи. В приговоре, определяется обязанность осужденного не менять постоянного места жительства, работы и учёбы без уведомления инспекции, не посещать определённые места, в свободное от работы время не покидать места жительства, без разрешения соответствующего органа, не выезжать в другие местности.
Кроме того, суд может возложить на осуждённого исполнение и других обязанностей, которые способствуют его исправлению: пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании, заболеваний, передающихся половым путём, а также оказывать материальную поддержку семье.
Свою работу инспекции проводят в тесном взаимодействии с участковыми инспекторами полиции, на которых также возлагаются контрольные функции в целях профилактики правонарушений. Если введены ограничения по передвижению осужденного, то они должны контролироваться. Для этого инспектором УИИ посещается его место жительства, в свою очередь, участковый инспектор следит и за вероятным его посещением запрещённых для осуждённого мест.
-Со второго полугодия-предполагается введение-спецбраслетов для электронного отслеживания контингента. Поясните подробнее механизм использования их в работе инспекторов ДКУИС во взаимодействии с полицией. Как это будет осуществляться практически?
—Да, Закон РК от 18 января этого года предусмотрел дополнение к ст. 182 Уголовно-исполнительного кодекса РК — использование электронных средств слежения за осуждёнными к ограничению свободы. Это же возложено на органы полиции. Но сегодня мы еще не имеем чёткого представления об этих средствах, неслучайно их внедрение отодвинуто до второго полугодия. Сейчас идет процесс изучения иностранного опыта использования таких средств, определяются вопросы материального обеспечения, создания всей системы, видимо, во взаимодействии с органами внутренних дел. Впереди слово за Правительством РК. которое должно определить порядок применения этих средств в надзоре за осуждёнными к ограничению свободы.
Виктор Горецкий, фото автора,"Криминальные новости kz", 2011.