Таким Заболоцкий приехал в Москву из Караганды: снимок 1946 года.
На улице Ленина, на доме №9, городские власти пообещали установить мемориальную доску. Странно, что она не появилась там раньше. Странно, что для этого понадобился повод- в данном случае официально объявленный на самых верхах Год России в Казахстане.
В 1945 году в этом доме жил литературный классик, знаменитый поэт Николай Заболоцкий. Здесь он заканчивал работу над переложением "Слова о полку Игореве", здесь же в Караганде читал свое "Слово" городской общественности, о чем даже написала местная газета.
Поколения советских школьников, и в нашем городе, естественно, тоже, в качестве домашнего задания заучивали программное "душа обязана трудиться". Но это было намного прозже карагандинского периода жизни Заболоцкого.
Взяли за пропаганду.
"Наконец меня вытолкнули в другую комнату. Оглушённый ударом сзади, я упал, стал подниматься, но последовал второй удар- в лицо. Я потерял сознание. Очнулся я, захлёбываясь от воды, которую кто-то лил на меня. Меня подняли за руки и, мне показалось, начали срывать с меня одежду. Я снова потерял сознание. Едва я пришёл в себя, как какие-то неизвестные парни поволокли меня по каменным коридорам тюрьмы, избивая меня и издеваясь над моей беззащитностью."
Н.Заболоцкий, "История моего заключения".
Арест стал для него полнейшей неожиданностью. Николая Заболоцкого "взяли" в Ленинграде 16 марта 1938 года. НКВД раскрыло заговор контрреволюционной писательской организации, поэту "пришили" антисоветскую пропаганду и, осудив на пять лет, отправили отбывать наказание сначала в Магадан, потом в алтайский лагерь. Надо ли говорить, что ни к одной статье обвинения литературная деятельность Заболоцкого - тогда поэта скромного, тихого и "немодного" - отношения не имела?
Во время войны литератора перевели сначала на вольное поселение, а потом, в марте 1945 года, и в Караганду. Здесь им с женой и двумя детьми дали квартиру в 9 доме на улице Ленина.
Много лет спустя Никита Заболоцкий, сын поэта, опубликует свои воспоминания. Вот как он описывает карагандинский быт семьи:
"...Родители занялись благоустройством помещения и борьбой с клопами. Отц где-то удалось достать две широченные доски, которые были положены на чурбаки и стали кроватью. Появились ящики и другая подобного рода мебель. Несмотря на трудности, появилось ощущение своего дома и семьи".
Здесь Николай Заболоцкий работал сначала техником-чертежником в управлении саранекого лагеря НКВД. А с августа 45-го даже начальником канцелярии и начальником АХО в управлении строительства Особсаранстроя.
Смелая тема.
...Мы встретились с Таисией Тимофеевной Савченко, профессором кафедры русской и зарубежной литературы в КарГУ. Еще в 1968 году, будучи аспиранткой алма-атинского педагогического института имени Абая, она решила исследовать в своей диссертации раннее творчество Заболоцкого. Таисия Тимофеевна рассказала нам о своей встрече с вдовой поэта и об известных лишь специалистам-литературоведам фактах из жизни Николая Алексеевича.
Тема диссертации аспирантки Таисии Савченко -даже для той легкой политической оттепели - была довольно вызывающей. Ведь дело Заболоцкого было отменено ленинградским судом в 1963 году, прошло всего-то пять лет с того момента, как "враг народа" был оправдан за отсутствием в его действиях состава преступления".
-Заболоцкого я выбрала не потому, что была смелее всех, я просто искала тему,- вспоминает Таисия Тимофеевна. - Тогда шутили, что нужно найти творчество такого поэта, который к тому времени уже умер, но был бы уже известным. Чтобы о нем было написано мало, а значит, существовало поле для исследований. Мои сокурсники, с которыми я, провинциальная карагандинская девчонка, познакомилась в Алма-Ате, были людьми очень грамотными, или, как сейчас говорят, продвинутыми. Я оказалась в диссидентской среде, где знали о творчестве Мандельштама. И, конечно, когда я заявила, что буду писать о Заболоцком, получила всеобщее одобрение. Мне говорили, что это просто здорово - изучать его раннее творчество.
В 1969 году Таисия Тимофеевна уезжает в Москву, в командировку на месяц, чтобы собрать материал о Заболоцком в столичных библиотеках. Именно тогда она и познакомилась с вдовой поэта. Просто пришла к ней в гости...
- Даже не припомню сейчас - как вообще появилась мысль сделать это, - удивляется Таисия Тимофеевна. - Но я была в поиске, поэтому хваталась за все, что могло подсказать мне о том, как и что писать. Кто-то подсказал мне, что Заболоцкая живет в Москве. К тому времени Николай Алексеевич уже 11 лет как умер. В справочном столе я узнала адрес и отправилась в квартиру поэта. Дверь мне открыла хорошо сложенная женщина с очень привлекательными чертами лица. Внешность классической москвички. Жена Заболоцкого Екатерина Васильевна. Ей тогда было около 60 лет. Когда я сказала, что приехала из Караганды, женщина даже вскрикнула. Правда, потом впустила в квартиру.
Прошение.
В этом вскрике, которым жена поэта встретила нежданную гостью из Караганды, видимо, в одну секунду слилось все, что она пережила с Николаем Алексеевичем. Арест и тюремный срок поэта, мучения и переезды, существование в комнатах с клопами и психологический надлом поэта, их на некоторое время треснувшее супружество и много чего еще...
- Заболоцкий был репрессирован, гонения начались после нескольких его публикаций, - говорит Таисия Тимофеевна.- Сборник стихотворений "Столбцы" вышел в 1929 году, он состоял из произведений, которые не были похожи на те, что писали в то время. Все, что должно было прославляться, подаваться как достижение молодой Советской республики, в поэзии Заболоцкого предстало в мрачном виде. В виде грязного, при-земленно-бытового существования. В 1933 автор пишет поэму "Торжество земледелия". Она вызвала шквал критики. Заболоцкого обвинили в пособничестве кулакам, в пропаганде буржуазных идей. О нем говорили как о политически недальновидном человеке, который прославляет и поэтизирует кулачество. И даже когда он выступил с покаянным материалом "Статьи "Правды" открывают нам глаза", то это его уже не спасло. Заболоцкого осудили.
Он не писал семь лет. Именно в тюремные свои годы. Вновь вернулся к творчеству,
только здесь, в Караганде. В это же время -в марте 45-го, несколько известных писателей отправили письмо в защиту репрессированного поэта. Послание было адресовано Берии. И про карагандинское существование Заболоцкого в нем было сказано особо. Вот текст этого письма:
"Дорогой Лаврентий Павлович!
Обращаемся к Вам с просьбой помочь талантливому поэту Николаю Алексеевичу Заболоцкому.
19 марта 1943 года истёк срок заключения (пять лет). В порядке существующих общих указаний он был оставлен в лагере до конца войны. 18. VIII. 1944 года по ходотайству Управления Алтайского лагеря он был освобождён из заключения в порядке директивы НКВД и Прокуратуры СССР №185а.2 с оставлением по вольному найму в лагере до конца войны.
Автор широко известных, глубоко патриотических произведений, посвящённых величию нашей родины ("Горийская симфония", "Север" и др.), Н. А. Заболоцкий является также талантливым переводчиком Руставели. Его перевод "Витязя в тигровой шкуре" был удостоен почётной грамоты и премии ЦИК Грузинской ССР. Государственное издательство привлекает его в настоящее время к работе в качестве переводчика.
Однако условия жизни и работы Н. А. Заболоцкого лишают его возможности заниматься литературным трудом. До сих пор Н. А. Заболоцкий работал чертежником в Алтайском крае, а теперь вместе со строительством переброшен в Караганду. Климат Караганды противопоказан его здоровью и может оказаться гибельным для его 12-летнего туберкулёзного сына (жена и двое детей, эвакуированные из Ленинграда в 1942 году, переехали к Н. А. Заболоцкому полгода тому назад). Кроме того, для работы поэта-переводчика необходима постоянная связь с издательством, возможностью пользования библиотеками и т.п.
Мы просим Вас разрешить Н. А. Заболоцкому переехать с семьей в Ленинград (или Сиверскую под Ленинградом, где у его жены имеется дача). Это дает возможность
талантливому поэту принять участие в важной работе. Вместе с тем мы не сомневаемся в том, что большой талант Н. Заболоцкого принесет ещё много пользы делу нашей литературы.
22/111-1945 г.
Н. Тихонов, И Эренбург, С. Маршак."
Обида.
- Жена Заболоцкого, разумеется, расспрашивала меня о Караганде, - вспоминает Таисия Тимофеевна Савченко. - Я ждала от Екатерины Васильевны каких-то фактов, которые натолкнули бы меня на нужную мысль. Увы, не получилось. Да и я сама для этой женщины с тяжелой судьбой была явно не тем собеседником. Кто я? Провинциальная девчонка. Я не умела вести беседу. У меня не было опыта и какого-то особого взгляда на жизнь. Екатерина Васильевна рассказала мне, что в последние годы жизни Заболоцкий решил собирать живопись. Даже купил портрет известного мастера, но эта работа оказалась подделкой. Вдова поэта рассказала мне и о том, что когда Заболоцкий жил в Караганде, то писал в Алма-Ату письмо, просил дать ему возможность заняться переводами казахских поэтов на русский язык. У него был очень большой опыт литературного перевода. Но на то послание ему даже не ответили. И Екатерина Васильевна говорила, что у ее мужа осталась даже некоторая обида на такое равнодушное отношение к себе. Факт, быть может, не очень приятный для карагандинцев, но он поучителен для человека в целом. В любое время нужно быть внимательным и откликаться на просьбы.
Особые отношения.
- Чем эта женщина меня поразила? - вспоминает Таисия Тимофеевна.- Екатерина Васильевна вроде была очень приветлива и общительна. Но в какие-то моменты она закрывалась и уходила в себя. Я чувствовала, что она не слушает меня. У нее даже как-то стекленели глаза. Это меня очень тревожило. Я всматривалась в ее лицо. И интонациями пыталась о себе напомнить. Но потом она вновь возвращалась к беседе. Позже я наблюдала это в людях не раз, но тогда с этим столкнулась впервые. И даже засомневалась: все ли у нее в порядке с психикой. А потом решила, что у нее, скорее всего, есть свои воспоминания, свой мир. И он важнее того, который ее окружает. А потом я узнала, что последние годы были очень драматичными в отношениях между Николаем Алексеевичем и Екатериной Васильевной. У Заболоцкого были особые отношения с Натальей Роскиной. Но инициатором этих отношений был не поэт, который, казалось бы, натура творческая и ищущая. Все исходило от Екатерины Васильевны. У нее первой возник роман с Василием Гросманом. Она первая разорвала отношения с Заболоцким. А Николай Алексеевич, чтобы как-то выжить, принял интерес к себе со стороны молодой и красивой женщины Натальи Роскиной. Правда, позже Екатерина Васильевна и Николай Алексеевич, словно блудные дети, вернулись друг к другу.
Частная переписка.
Уже после этой встречи вдова поэта попросила Таисию Тимофеевну помочь опубликовать переписку еще юного Заболоцкого с другом Михаилом Касьяновым в алма-атинском литературном журнале "Простор".
- Касьянов был другом детства Заболоцкого. Екатерина Васильевна хотела, чтобы люди узнали, каким был Заболоцкий в 18 лет, когда только-только становился поэтом. Вот в чем ценность этих писем. В них - скрытая жизнь, о ней нигде больше узнать невозможно. Когда я вернулась в Алма-Ату, то через некоторое время получила из Москвы бандероль с этими ценными бумагами. Екатерине Василъевне я обещала помочь, потому что в "Просторе", журнале со всесоюзной популярностью, у меня были знакомые. Но переписку, к сожалению, так и не опубликовали. Общественность и журналы еще не проснулись. О Заболоцком и без того было известно немного, так что переписка казалась слишком частной. К тому же и время было еше не самое свободное.
Свою кандидатскую диссертацию Таисия Тимофеевна защитила в 1974 году.
Страх.
В Караганде поэт прожил чуть меньше года. Возможно, хлопоты коллег сыграли свою роль (за Заболоцкого ходатайствовали и писали прошения в прокуратуру и лично Сталину Фадеев и Антокольский, Зощенко и Каверин, Чуковский и Шварц). В декабре 1945 года его вызвали в Москву, и в январе Заболоцкий покинул наш край навсегда. А летом, дождавшись окончания учебного года, из города уехала и Екатерина Васильевна с детьми - сын и дочь Никита и Наташа учились в средней школе №1. Два года спустя, уже в Москве, Заболоцкий написал о Караганде стихотворение "Город в степи".
Отрывок из стихотворения о Караганде Николая Заболоцкого.
"Город в степи."
Какой простор для мысли и труда!
Какая сила дерзости и воли!
Кто, чародей, в необозримом поле
Воздвиг потомству эти города?
Кто выстроил пролёты колоннад,
Кто вылепил гирлянды на фронтонах,
Кто средь степей разбил испепелённых
Фонтанами взрывающийся сад?
А ветер стонет, свищет и гудит,
Рвёт вымпела, над башнями играя,
И изваянье ленина стоит,
В седые степи руку простирая.
1947.
- Его творчество после освобождения очень изменилось. Он стал писать по-другому, - говорит Таисия Тимофеевна. - Страх, что репрессии повторятся, заставлял Николая Алексеевича уничтожать свои черновики и заготовки. Этот ужас сопровождал его всегда. Умер Заболоцкий после второго инфаркта. Смерть была мгновенной - инфаркт, надломленное в суровом климате сердце. Он знал, что скоро умрет, и готовился к смерти. Заболоцкий перед смертью составил опись своих произведений и записку: "После моей смерти публиковать только эти произведения. Их считать законченными". И перечислил все. Но воля читателя с волей писателя не совпадают. Так что сегодня все его наброски, варианты, черновики и публикуют, и читают.
х х х
...Квартира в доме номер 9 по улице Ленина, в котором жил поэт с семьей, с той поры поменяла многих хозяев. Корреспонденты "НВ", постучавшись в ничем не примечательную деревянную дверь, пытались поговорить с нынешней обитательницей исторической жилплощади. Старенькая бабушка, откликнувшаяся на стук, похоже, и не поняла, что именно от нее хотят. Соседка, живущая в этом подъезде с 1947 года, поведала, что, конечно, знает о том, что именно здесь квартировал в 1945-м знаменитый поэт. Но жильцов, которые могли бы помнить Николая Алексеевича и его семью, в доме уже не осталось...
Автограф Заболоцкого "Нет в мире ничего прекрасней бытия..."
Николай Заболоцкий с женой Екатериной Васильевной и сыном Никитой. Сестрорецк. 1935 г.
Дом №9 по улице Ленина: здесь жил знаменитый поэт.
Дом на углу Беговой улицы и Хорошевского шоссе в Москве. Заболоцкий прожил здесь последние 10 лет своей жизни. Здесь же аспирантка встречалась с вдовой поэта.
Прочел с большим интересом книгу Т.Т. Савченко "Заболоцкий и Караганда" в столь далеком от Караганды американском Бостоне. Спасибо автору книги за великолепную работу, спасибо автору идеи публикации замечательных книг, связанных с историей сталинских преступлений на земле Казахстана - профессору Н.О. Дулатбекову. Хотелось бы знать, кто был руководителем работы Таисии Тимофеевны над диссертацией. Виктор Снитковский - один из организаторов общества "Адилет" и руководимтель его культурно-просветительской группы до 1992 года включительно. Мой адрес в Интернете: vsnitkov@hotmail.com
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]