О внимании к ней говорил в своем Послании народу Глава государства Нурсултан Назарбаев, который сам в свое время окончил профтехучилище. О проблемах профессионального технического образования рассуждают депутат Мажилиса Парламента РК Владимир Нехорошев и директор Темиртауского ПЛ № 13 Владимир Овчаренко.
- Сегодня мы слышим много хорошего о том, что делается в сфере профтехобразования, меньше говорят о чехарде в этой области, - говорит Владимир Нехорошев. - А ведь достаточно вспомнить о том, сколько потратили денег на одни только переименования . ГПТУ переименовали в СПТУ, СПТУ - в ПТШ, ПТШ - в ПШ, а те недавно "перелицевались" в ПЛ (профессиональный лицей). Сейчас опять перерегистрация. Кроме смены вывески, других изменений в решении насущных проблем не происходило и, судя по всему, не осуществляется сейчас.
С этим мнением целиком и полностью солидарны коллективы ПЛ №№ 13, 24, 31 города Темиртау. Было время, когда кадры для строящейся Казахстанской Магнитки готовили семь учебных заведений профтехобразования.
По словам Владимира Овчаренко, прошедший учебный год профессиональный лицей №13, который обучает свыше 600 юношей и девушек по десяти специальностям, провёл без новых стандартов. Государственные стандарты образования, на основании которых строится учебный процесс, создавались в 2002 году профшколами наспех, за короткий промежуток времени. В них есть несоответствия, так как каждая профшкола разработала стандарт под свои условия, специальности, возможности педагогического коллектива, свою материально-техническую базу.
- Сейчас мы ожидаем поступлении от Академии наук имени Ыбрая Алтынсарина трех профессиональных стандартов по станочникам широкого профиля, машинистам мостового крана и электросварщикам, которые сами и разработали под руководством заместителя директора по учебной работе Любови Гончаровой,- пояснил Владимир Овчаренко.- Обещали оплатить творческий труд. Но мы рады и тому, что не остались должниками, ведь за каждый стандарт, в том числе с ошибками, нам приходится платить из своего кармана. И после переделки "нестандартного" образовательного стандарта приходится вновь оплачивать его стоимость.
- Отрицательно сказывается на учебном процессе и качестве подготовки специалистов большой недокомплект мастеров производственного обучения и низкий уровень их квалификации. А ведь это не дань моде, а главное условие выпуска конкурентоспособной продукции, -продолжает перечень проблем Владимир Нехорошей.
- Ну кто пойдет мастером в профессиональный лицей на оклад 20-25 тысяч тенте? - дополняет депутата Владимир Овчаренко. - Пришел к нам однажды выпускник КГИУ и в первую очередь поинтересовался зарплатой мастера. Узнав, что ему как новичку с высшим образованием и без стажа полагается около 20 тысяч, он только помахал на прощание ручкой и заявил: "Я вашу месячную зарплату на "шабашке" за неделю получу".
. Директор колледжа на одном из областных совещаний внес предложение - платить мастерам производственного обучения среднеотраслевую зарплату. То есть обучающий металлургии или шахтерскому делу мастер должен получать иную ставку, нежели мастер-кулинар или модельер. Ведь при оснащении лицеев современным учебно-производственным оборудованием потребуются квалифицированные специалисты, без которых пользоваться этим оборудованием не имеет смысла.
Как выяснилось, не все ПЛ обеспечены и типовыми штатами. Например, в темиртауских лицеях отсутствуют ставки методиста, педагога-психолога. Между тем контингент учащихся в большинстве своем составляют дети из многодетных, неполных и неблагополучных семей, многие с ослабленной и неуравновешенной психикой. Из-за отсутствия ставки грузчика в столовой женщины-повара вынуждены сами принимать и разгружать товар. Требуются штатные единицы руководителей спортивных секций и кружков.
В связи с участившимися случаями драк, избиений, вымогательства денег с учащихся посторонними лицами в лицее необходимо внедрить пропускную систему - значит, нужны ставки вахтеров в учебных зданиях. Необходимы и участковые инспекторы для профилактики правонарушений. В областном департаменте образования на все заявки о недокомплекте штатов отвечают одинаково: из-за кризиса нет средств. Или рекомендуют вместо мастера взять педагога- психолога...
В. Нехорошев обеспокоен также устаревшими материально-технической базой и оборудованием, низким уровнем технической оснащенности профессиональных лицеев и слабым уровнем социального партнерства. Сегодня станочный парк, приобретенный в 60-70-е годы, морально и физически устарел. Нет средств на приобретение для учебных целей металла, электродов, резцов, напильников, спецодежды и других материалов и инструментов.
- Перед учебными заведениями поставлена задача - восполнять недостающее финансирование по местному бюджету за счет договоров о социальном партнерстве с работодателями. Но нет законодательной базы, которая могла бы регулировать отношения между предприятиями и профессиональными лицеями, - поясняет Владимир Овчаренко. - Работодатели полагают, что учебное заведение все равно будет функционировать, выполняя государственную задачу по воспитанию и обучению молодежи, и будет посылать на производственную практику на предприятия, а затем трудоустраивать своих выпускников согласно отчетности. Практика на предприятиях преимущественно неоплачиваемая, хотя учащиеся выполняют задания рабочих 2 и 3 разрядов.
В связи с этим мажилисмен ставит задачу - на законодательном уровне проработать вопрос о внедрении в систему технического и профессионального образования государственно-частного учредительства, что позволит приблизить учебное учреждение к производству. При такой системе от государства и предприятий будут поступать заказы на обучение нужных работников, а сами предприятия должны приобщиться к оплате обучения.
- В народе говорят, что кризис - это еще и возможности. Я думаю, он заставит всех нас по-новому взглянуть на задачи профессионального и технического образования в стране, - высказал мнение Владимир Нехорошев.
Владимир Овчаренко отмечает изменения к лучшему. По программе "Дорожная карта" на ремонт ПЛ №13 выделили 17 млн. тенге. Благодаря этому удалось отремонтировать кровлю всех трех учебных зданий, поменять подвальную разводку, привести в порядок системы отопления, водоснабжения, канализации. Радует и то, что учащимся вернули бесплатные обеды, больше стали выделять средств на учебно-производственную базу, ведется компьютеризация учебных заведений, хотя до нормативного финансирования, тем более с учетом накопившихся проблем, еще далеко.
Елена Лахно, фото Дмитрия Кузмичёва, "Индустриальная Караганда", 2010.
Мне не нравится специальность, на которую я учусь, а бросить учёбу жалко... Я поступила в университет на специальность- бухгалтер, но, проучившись три года, поняла, что это не моё. Бросать учёбу не хотелось бы, да и учиться осталось всего год. Что делать? Динара П., 21 год. Если человек делает то, что ему не доставляет удовольствия, сама цель, к которой он стремится, теряет значимость. Что делать- решать тебе. Выбрав другую специальность, ты можешь наступить на те же грабли- возможно, ты вновь разочаруешься. Поэтому надо поискать приемлемые варианты. Выбери специальность по душе, узнай о ней побольше и, если уверена, что это то, что надо, можешь поступать на заочное отделение, продолжая учиться на бухгалтера. Для человека очень важно, чтобы работа доставляла радость. Только в этом случае можно стать высококлассным специалистом, добиться успехов и значительного карьерного роста. Виктория Кребс, психолог, "Лиза", 2006
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]