Карагандинский проспект.
Четверг, 21.11.2024, 22:52
Меню сайта
Категории каталога
Обычаи. [10]
Народ чтит свои обычаи.
Исторические факты. [20]
История народа, развитие, становление и т.д.
История Караганды. [12]
Факты из жизни города.
Легенды и мифы. [3]
Легенды, мифы, всё то, что и о чём говорит народ...
Красная книга. [18]
То, что должны сохранить для будущих поколений.
Кулинария национальных блюд. [4]
Кулинария коренного народа.
Казахский язык. [9]
Грамматика, алфавит, словарик
Название улиц. [4]
В честь кого названы улицы города.
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 74
Главная » Статьи » Наследие народа. » История Караганды.

Слово об изобретателе.
 Ещё перед войной донецкие конструкторы Бахмутский и Чихачёв, а также такие умельцы, как Сердюк, занимались созданием проходческого комбайна. Однако в их конструкциях были серьёзные недоработки. А тут ещё грянула Великая Отечественная война, которая не позволила закончить испытания и внести необходимые корректировки. Таким образом, родиной первого в мире горного комбайна серийного производства стала Караганда.
 В 1941 году донецкий горняк Семён Семёнович Макаров был эвакуирован в Караганду. Здесь его назначают главным механиком шахты № 31. Макаров находил время и для творческой конструкторской деятельности. Он давно мечтал о завешённой комплексной механизации, о создании такой машины, прикоторой человеческие руки не будут прикасаться к углю. Ни на минуту не отрываясь от своей напряжённой повседневной деятельности, урывая часы от сна, Макаров проектировал свой комбайн. В конце 1944 года опытный образец был изготовлен и спущен в шахту на добычной участок № 9 пласта К 13 "Шестифутовый", где начальником участка был вначале Н.Кругликов, затем его сменил более молодой, энергичный горняк-инженер Павел Денисов.
В начале января 1945 года первому лпытному экземпляру машин Макарова предстояло пройти испытания на практике. Жизнь подсказала немало конструктивных поправок. Макаров проводил долгте часы в лаве, беседовал с комбайнёрами, их помощниками, часто сам становился у штурвала агрегата. Он внимательно прислушивался к предложениям и пожеланиям шахтёров, улучшая отдельные детали и узлы комбайна.
8 мая 1945 года, за день до победы, комбайн проехал 60 метров, и было добыто 125 тонн угля. Это была огромная победа под землёй. А 12 мая машинист Баринов прошёл уже 100 метров лавы и добыл 200 тонн. Создание экспериментального образца угольного комбайна, успешное его испытание стало крупным событием для шахтёров не только  Караганды, но и отрасли. Шахту посетил первый заместитель наркома угольной промышленности Е.Абакумов.
Он был знаком с довоенными образцами угольных комбайнов конструкции Бахмутского и Сердюка, сам был автором одного из комбайнов и дал комбайну Макарова положительную оценку, поручил заводу им. Пархоменко изготовить два комбайна для продолжения испытаний и совершенствования в условиях шахты № 31.
В июне добыча экспериментальным комбайном составила 100-120 тонн в сутки, 23 июля за смену было добыто 200 тонн. Максимальная производительность комбайна ГКМ-1 составила 35 тонн в час.
В июле 1945 года на заводе им. Пархоменко было создано специальное конструкторское бюро (СКБ) института Гипроуглемаш. Начальником СКБ был назначен С.Макаров.
Первый в мире наиболее работоспособный угольный комбайн серийного производства навсегда упразднил тяжёлый труд горняка-навалоотбойщика, выполнял в забое одновременно три операции: подрубку, отбойку и навалку угля на конвейер.
Комбайн Макарова послужил началом массового создания универсальных угольных машин в Караганде. В сочетании с передовыми методами труда эти горные машины сыграли важную роль в совершенствовании технологии добычи угля, в перевооружении всей угольной промышленности.
На шахте № 31 комбайн Макарова работал до марта 1953 года. Его наивысшая проиводительность составила 15822 тонны в месяц.
По неполным данным, всего в бассейне работало 40 таких комбайнов. В 50-е годы XX столетия на смену "Макарову" пришла новая более мощная горная техника типа "Донбасс", в неё тоже постоянно вносились поправки и изменения, притом даже существенные. Наступление на ручной труд успешно продолжалось. Значительно возросли производительность комбайна и производительность горняка, а значит, и его заработная плата.
Большой вклад в создание и освоение комбайна "Макарова" внесли почётный шахтёр, кавалер ордена Ленина, заслуженный рационализатор республики бригадир слесарей мехцеха Иван Слепов, он же был и ведущим исполнителем, правой рукой конструктора Макарова, токарь мехцеха Г.Васюхин, зам. главного механика шахты Н.Комаревцев и И.Григоревский, начальник шахты Л.Егоров, токарь Н.Солодкий, кузнец Э.Расторгуев. Комбайн испытывался на добычном участке № 9, начальником которого был П.Денисов, а механиком М.Бедрин. Первыми комбайнёрами-исполнителями были Василий Бариков, Вячеслав Рудковский, Иван Мазур, Фёдор Колесов, Михаил Кондрашович.
С 1942-го по 1945 год Макаров работал главным механиком на шахте № 31. Долгое время возглавлял специальное конструкторское бюро по созданию и совершенствованию горной техники. С 1953 г. С.Макаров ушёл на заслуженный отдых. Но через пять лет он вновь возвратился на работу в институт "Гипроуглегормаш" в качестве главного конструктора по созданию угольных комбайнов, где работал до 1964 г. 29 октября 1972 г. после тяжёлой болезни С.Макаров скончался.
Заслуженный изобретатель Казахской ССР, за заслуги перед государством и воспитание инженерных кадров С.Макаров был отмечен многими правительственными и ведомственными наградами: орденом Трудового Красного Знамени, медалями "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", "За Победу над Германией". В 1948 году был удостоен звания лауреата Государственной (Сталинской) премии СССР.
Иван Чехов, ветеран шахтёрского труда, "Индустриальная Караганда", 2012.


Категория: История Караганды. | Добавил: karnag (14.11.2012)
Просмотров: 1403 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz